Секція 2

Проблеми розробки й впровадження інформаційно-комунікаційних технологій та електронного освітнього контенту.

Робота секцій в Інтернет-режимі: 7-18 квітня 2014

Обговорення матеріалів на блозі: 17 квітня 2014


Секція 2. Проблеми розробки й впровадження інформаційно-комунікаційних технологій та електронного освітнього контенту.
  1.     Використання квест-технологій для створення освітнього контенту.
  2.     Створення віртуального освітнього середовища сучасними Інтернет-засобами.
  3.  Досвід впровадження і використання систем управління навчальним процесом у інформаційному освітньому середовище.
  4.     Розвиток ІКТ-компетентності вчителів.


9 комментариев:

  1. Питання для обговорення:
    1 блок "Проблеми впровадження ІКТ"
    Як ви зазвичай проходите підготовку та підвищення рівня кваліфікації щодо впровадження ІКТ?
    Де ви проходите підготовку та підвищення рівня кваліфікації щодо впровадження ІКТ?
    Які, на ваш погляд, найголовніші проблеми щодо ефективного впровадження ІКТ?
    Яким чином ви намагаєтесь вирішувати ці проблеми?
    2 блок "Проблеми розробки електронного контенту"
    Чи використовуєте ви в своїй діяльності освітній контент?
    Який освітній контент ви використовуєте?
    Як ви вважаєте, хто повинен розроблювати освітній контент?
    Які проблеми ви бачите у розробці якісного освітнього контенту?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1 блок
      Зазвичай підготовку та підвищення рівня кваліфікації ІКТ я проходжу в районі, оскільки на базі колегіуму, де я працюю, ЗОІППО постійно проводить різноманітні курси та тренінги (Інтел, створення дистанційних курсів, медіа-освіта тощо)
      Я вважаю, що найголовніші проблеми щодо ефективного впровадження ІКТ - недостатня матеріальна база навчальних закладів та пасивність самих вчителів. Власний досвід показує, що колег-песимістів треба тільки підштовхувати як прикладами використання ІКТ, так і певною мотивацією. Щодо матеріального
      абезпечення - це можуть вирішити тільки "верхи"

      Удалить
    2. Оксана,а як ви оціните рівень сучасного освітнього контенту?

      Удалить
    3. Щодо електронного освітнього контенту хочу сказати, що я його використовую у своїй педагогічній діяльності. Але віднайти якісний матеріал дуже складно. Мало сайтів, де все структуровано та впорядковано. Частіше просто "накидано" купу різнопланового матеріалу. Було б непогано, якби на офіційних освітніх порталах розміщувалися посилання на дійсно якісний освітній контент.
      Вважаю, що освітній контент повинні розробляти вчителі, які працюють у даній сфері та досконало володіють методикою навчання.

      Удалить
  2. Цілком підтримую Оксану в питанні недостатності матеріально-технічної та програмної забезпеченості сучасної школи. Ці питання так і не вирішені в повному обсязі на сьогодні. Я вважаю що в цьому бракує відсутність системного підходу до проблеми. Активне, ефективне використання ІКТ в навчальній діяльності вимагає наявність сучасної техніки та швидкісного Інтернету в кожному предметному навчальному кабінеті. Мені дуже шкода вчителів, які мають бажання та вміння працювати в цьому напрямку, але не мають можливості. Окрім того, залишається гарно задекларована, але так і невирішена проблема кадрового забезпечення школи - заступника директора з питань інформатизації, інженера, достатньої кількості лаборантів. В багатьох школах обслуговування техніки в школі, не враховуючи власного НКК, лягає на плечі вчителя інформатики.
    Слід відмітити, що сьогодні більшість вчителів-предметників мають достатній рівень підготовки і готові використовувати сучасні ІК засоби на власних уроках. Цьому сприяє плановий підхід в організації курсів підвищення кваліфікації, а також можливість дистанційної освіти в нашій області. Зі свого боку, в нашій школі за ініціативою вчителів інформатики постійно проводяться тренінги, практикуми, індивідуальні консультації для всіх вчителів.
    Щодо сучасного освітнього контенту: вважаємо, що цікавим і найбільш методично зваженим були розробки уроків з різних предметів Київським університет імені Бориса Грінченка в рамках пілота "Відкритого світу", які були започатковані, але на жаль так і не продовжені. Звичайно, що досвідчений вчитель при підготовці уроку до будь якого готового контенту ставиться критично і творче, але не завжди має час і потрібні навички створювати власні розробки. Створення контенту процес творчий, до нього потрібно залучати вчителів через конкурсні програми, матеріальне заохочення, всі матеріали повинні компетентно оцінювати фахівці-методисти. Всі ці питання також потрібно вирішувати комплексно, узгоджено зі стандартами та програмами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вспоминается известная молитва "дай силы изменить то, что можно изменить, дай терпение принять то, что изменить нельзя, и дай разум, чтобы отличить одно от другого". Что мы можем считать нормальным на уровне отдельной школы? Почему учителя, имеющие желание, лишены возможности? Существуют сложности с перестановкой уроков так, чтобы желающий мог попасть в НКК в необходимое время? Отказывает техника? Ученики не готовы к обучению по-новому? Нужен новый системный подход к обучению, который бы действовал для всех учителей? Давайте систематизируем свои представления о том, "кто виноват", станет яснее, "что делать".
      Полностью согласна с тем, что учебный контент на базовом уровне должен разрабатываться специалистами, отлично владеющими прежде всего предметными методиками или под их строгим контролем. Разработки гринченковцев действительно показали высокий уровень дидактического и методического сопровождения урока, задали ту планку, которая желательна для учебного контента. Хорошо бы было наши интуитивные представления изложить как чёткие и ясные критерии качественного контента. Дидактическое наполнение плюс инструкция для ученика плюс инструкция учителю - это только минимум?

      Удалить
  3. Блок1. "Проблеми впровадження ІКТ" Жесткий. Пропагандирую, предлагаю, ищу готовые, радуюсь и предлагаю публиковать, учу как, привлекаю учеников для помощи учителям... Но проблемы остаются на месте;( Радует, что сами набирают и делают презентации, уже есть учителя с публикациями в интернете, участники конкурса с учениками, где нужно создать электронные документы, пользуются проектором и мультимедийной доской для уроков и внеклассных мероприятиях. Сама прохожу "підготовку та підвищення рівня кваліфікаці" где только можно и потом пытаюсь втянуть активных учителей. 3-4 раза в год пытаюсь проводить тренинги для всех учителей школы
    Блок2. "Проблеми розробки електронного контенту" Стараюсь выбирать и обрабатывать готовые материалы из сети, разрабатывать свои. Предпочтение презентации, тесты, кроссворды, лото (заимствованные, созданные, интернет-сайтов), возможности сети Щоденник.ua. Разрабатывать образовательный контент может каждый, но лучше специалисты. Проблемы в создании: время учителя не безразмерно и есть лучшие инструменты для создания (нужно все время учиться, развивать свой опыт)
    Чтоб оценить уровень современного образовательного контента, нужно знать его перечень. То что имеется у меня, оцениваю по пятибальной на удовлетворительно. Но есть для отдельных уроков хорошие и отличные. Для других предметов точно также.
    Из предложенных тем секции, пробую все с переменным успехом. Самым главным считаю "Розвиток ІКТ-компетентності вчителів". Эта тема безгранична. И даже ее темы, вопросы устаревают уже тогда, когда изучаешь что-то новое для себя. Уже в мире ИКТ есть новое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как Вы считаете: конкурсы - это движущая сила или ненужный раздражитель? Как сделать, чтобы они были именно силой? Какой должна быть мотивация? На каком уровне обучения можно ожидать отдачи от обучения в виде более-менее устойчивого стремления применять приобретённые умения?
      Современный украинский образовательный контент - вещь загадочная и непостижимая. Чтобы оценивать его хоть как-то, необходимы критерии качества образовательного контента, не так ли? Сегодня наши оценки носят скорее личностный характер: устраивает ли то, что есть, лично учителя? И по современной 12-балльной шкале лично мне очень не хватает нуля, если речь идёт о системности в этом направлении. А отдельные разработки - согласна с Вами - бывает, заслуживают самых высоких отзывов. Как удачно собрать отдельные разработки? Нужна ли единая коллекция, ведь каждый самостоятельный учитель всё равно ведёт своё личное "собирательство"? Какое внимание следует уделять разработке учебного контента и на каких уровнях?

      Удалить
    2. Конкурс - это форма обучения, стимул к констатации уровня своих знаний. Значит движущая сила. Как сделать и мотивация - вопрос старый как мир и не решен еще на уровне учащихся. Тем более взрослого населения: я свои знания получил и работаю... Поэтому, я думаю, мотивация и сила - это когда есть отражение в удовлетворенности в работе и повышении материальных благ (хотф бы в продвижении карьеры). Ожидать отдачи от обучения - когда видишь где это можно применить... На сегодня это проблематично. Конечно, кто не ищет где, не будет применять. Но сегодня даже поиск "где" создает головную боль;( Поэтому не уровень обучения создает условия для отдачи, а условия технические, социальные, материальные и пр.
      О критериях качества образовательного контента сегодня трудно говорить: нет знаний по этому виду направления ИТ, тем более у учителя. У вас больше опыта, чем знаний. У меня даже этого...
      Нужна ли единая коллекция однозначно! Как собирать!? Заинтересовать учителей поделиться "награбленным" и "созданным". Потому что сетевые ресурсы ради сертификатов на аттестацию не всегда качественные. Все работы должны проходить экспертизу.
      Уделять разработке учебного контента надо на уровне государственном, но пока хотя бы по методу волонтерства и проектов, специалистов. И, конечно, какое-то поощрение им нужно за это:) Надо искать среди учителей таких и учеников... и работать...

      Удалить